Виталий Пацюков
«Иные нужны мне картины…»
А.С. Пушкин
«Я – все они, кто минул без возврат»
Х.Л. Борхес
Кто бы мог подумать – великий Достоевский вернулся в Баден-Баден. Однако ему не удалось еще раз прогуляться по городу неузнанным. Конечно, он заглянул, пусть всего на несколько минут, в то самое казино, в котором он бывал. Крупье, фанатики рулетки и карточного стола, все они похожи на тех же игроков, которых он видел здесь в свое время. Но теперь за столами гораздо больше женщин, причем молодых женщин. Игроков уже нельзя различить по национальности, понять, кто здесь немец, кто француз, кто русский.
Читального зала в Курзале Достоевский уже не находит. Кто читает сегодня самые свежие газеты из Москвы и Санкт-Петербурга? Перед зданием Курзала, как и раньше, прогуливается много гостей. Раковина открытого концертного зала изменилась, но дорогие магазины притягивают так же, как во все времена. Сегодня он мог бы купить своей жене самые дорогие наряды, превратить ее в самую элегантно одетую женщину во всем Баден-Бадене! Сделав несколько шагов, узнает отель Европа! Он помнит точно: вот на том углу, перед входом ожидал однажды своего коллегу – писателя Ивана Гончарова, у которого были деньги. И это было великолепно! Достоевский не мог войти в отель из-за своего затрапезного вида, поэтому должен был ждать здесь, ждать долго. Когда Гончаров наконец появился, выяснилось, что он сам уже проигрался в пух и прах, да-да, он сказал даже, что не знает, как сможет оплатить счет за отель.
Достоевский забрел на Лихтенталер Аллее, узнал здание театра, дом князя Гагарина. И затем, а как же могло быть иначе, встретил Ивана Тургенева. И зачем они здесь так сильно поругались? Тургеневу хорошо жилось в Баден-Бадене. Он был богат и уважаем, но был ли счастлив? Он же, Достоевский, вдрызг проигравшийся, оказался намного счастливее. Однако, интересная мысль!
Достоевский развернулся, пошел в обратную сторону, оказался в квартале, где когда-то жил. Гостиницу, в которой он провел некоторое время, с Аполлинарией Сусловой, он едва узнал. «Ты никогда не встретишь такого мужчину, который бы так тебя любил, как я» – так он сказал ей здесь. Здесь же они расстались… Несколькими шагами дальше, он нашел другой дом, квартиру над кузницей. Здесь он прожил пять недель со своей женой Анной, со своим «ангелом». Пусть это были пять ужасных недель, но до сих пор он вспоминает это время с благодарностью.
Он шел дальше и дальше, пока не вышел из города. По тропинке поднялся на вершину холма, вздохну полной грудью. Подумал: «Здесь я останусь навсегда». И жители Бадена, и приехавшие сюда соотечественники Достоевского стремятся понять:
«Почему он стоит босой на земном шаре?»
«Почему на такую громадную фигуру натянули такое тесное пальто?»
«Куда направлен его взгляд?»
Растворяющийся, трансформируемый портрет предполагает, что лицо, или все тело человека становятся зеркалом окружающего предметного мира. Так, летящий Достоевский со свечами на спине превращается в светящееся облако, лицо Пушкина в космический циферблат, тело Гоголя обрастает готическими архитектурными конструкциями, торс Ньютона имитирует портал сказочного замка.
В свете возрождения интереса к европейской каталической традиции вероятно не были обойдены вниманием художников и вновь переосмыслены многочисленные сюжеты религиозной живописи и скульптуры с евангельскими сюжетами. Лестница, как известно, является постоянным атрибутом Страстей Христовых (Шествие на Голгофу, Распятие, Снятие со Креста), жизни Марии (Введение во храм, Благовещение), Лествицы Иакова. На этом фоне
В скульптуре «Соблазн» (1989) Баранов в гротесковой форме представил апофеоз перехода от сна к яви – мифические врата в сон, увенчаны многочисленными ладонями женских рук. Днем сны спят, ночью вылетают в неведомые края и страны, утром возвращаются. Их встречает, ловит и пересчитывает обнаженный привратник с широко распростертыми руками. Он неусыпный голкипер, не пропускающий ни одного гола.
Конь функционален: в его пустом чреве, как в материнской утробе, как в вентиляционной трубе, скорчившись, томится актер. Другой, в величественной позе, восседает верхом. Действие одновременно разворачивается в двух измерениях: на коне (пьедестал для диктатора) и в его чреве (тюрьма для художника). Конь уже не конь, а магический посредник в диалоге диктатора и узника.
Другой «срез» фигуры – бедра. Это фундамент, фетиш, культово-сексуальный уровень. От этого фундамента вверх и вниз возводится все здание тела. Баранов представляет бедра именно как опору, монументальный римский стол, постамент. Установленные в помещении в качестве стола, бедра могут «дать всходы» в виде принадлежностей женского туалета, «прорасти» маленькой статуэткой, вазой с фруктами, букетом цветов.
Голова, торс, рука, пальцы – фрагменты тела и, одновременно, самоценные пластические формы. Ощущая это двуединство, Баранов создает изобразительные, скульптурные, оживающие предметы. Кисть руки превращается в комод или подсвечник, табуретки и шкатулки прорастают изящными женскими ножками, основанием стола оказывается голова мифологического персонажа, вешалка увенчивается ореолом ладоней… Само пространство мастерской захватывается стихией оживающих, растущих и множащихся фрагментов.
В отличие от тела, перемещаемая голова существует вне законов повседневной жизни, имеет право выбирать себе не только тело, но и любимые предметы. Она как бы узнает душу предмета, но не становится его конкурентом. Пушкин прячет лицо под маской, изображающей циферблат часов, ощущает себя властелином времени. Ломоносов с блюдом на голове воспринимается одновременно и как портрет, и как ваза, венчающая праздничный стол.
Художественный феномен возникает на пересечении реальностей. Исходная реальность – воображение мастера. Не только мировое наследие, но и собственные работы, сама среда мастерской оказывают обратное воздействие на автора. Метод предстает как система зеркал, которые не просто отражают, но видоизменяют объекты, формируют новые картины и смыслы.
У Баранова превалирует не формальная стилистика, а именно метод или – шире поэтика, включающая как магическое угадывание, так и всеобщую заменяемость форм.
У Баранова в роли первых выступают обнаженные женщины, отделившиеся от руки и получившие полную самостоятельность пальцы рук, в роли вторых – неодушевленные предметы – миниобелиски, лестницы, зеркала. Иногда опыты совершаются над самим собой (Лукреция).
Бронзовые выпуклые зеркала не только отражают, но сами смотрят на нас. Вздувание – знак плодородия, жизненной силы. Зеркало «беременно», наполнено рождающейся таинственной жизнью, ассоциируется с яйцом, животом, женской грудью. Женщина – живое зеркала. В соответствии с такой логикой объемные бронзовые зеркала Баранова трансформируются и принимают форму женского торса («Кривое зеркало»).